Дошкольный возраст – период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым тесным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные многих современных исследований, отечественных и зарубежных доказывают: осознание своей половой принадлежности – единый биосоциальный процесс.
В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола. Исходя из этого, начало полоролевого воспитания следует отнести к дошкольному возрасту.
Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике.
24.04.2014 на базе МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино прошло заседание методического объединения «Формирование гендерной идентичности в ДОУ» с приглашением педагогов из МБДОУ д/с № 3, 9, 10 г. Сковородино, МБДОУ д/с № 5 ж.д.ст. БАМ, МБДОУ д/с № 6 п.г.т. Уруша, МБДОУ д/с № 7 п. Лесной, МБДОУ д/с № 11 п.г.т. Ерофей Павлович, МБДОУ д/с № 15 с. Тахтамыгда, МБОУ ООШ ж.д.ст. Мадалан, МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович. Организаторами данного семинара выступили педагоги МАДОУ д/с 8 г. Сковородино.
Целью семинара явилось совершенствование профессионального мастерства, педагогической компетентности в воспитании, обучении и развитии детей с учетом гендерных особенностей.
Гостям было представлено занятие непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Волшебный цветок», на котором воспитателем Н.С. Катаргиной была представлена игровая ситуация, позволяющая воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками, формировать у детей понятия о положительных чертах характера девочек и мальчиков.
В ходе непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Кто я: мальчик или девочка?», проводимой воспитателем О.А. Ковшура, ребята рассмотрели понятие ребенка о себе как о представителе определенного пола.
Все присутствующие также побывали на проведении образовательной игровой ситуации в подготовительной к школе группе «Семья и время». Воспитателем Е.А. Сальцовой совместно с воспитанниками рассмотрены семейно-ролевые отношения, возраст и роли в семье.
Музыкальным руководителем Н.А. Жировой было организовано музыкальное соревнование для воспитанников подготовительной к школе группы «Музыкальный ринг», направленный на формирование полоролевого поведения детей посредством ситуации. Команда мальчиков и команда девочек соревновались между собой в умении танцевать, петь частушки, отгадывать загадки.
Заключительным этапом стало обобщение старшим воспитателем Т.А. Гладких итогов работы коллектива МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино по формированию гендерной идентичности у воспитанников. Педагогам ДОУ района был представлен обширный перечень программно-методического содержания данной деятельности, рассмотрены проводимые формы работы с родителями (анкетирование, консультации, оформление семейного генеалогического древа и т.д.).
Все мероприятия получились очень насыщенными, яркими, содержательными. Отмечен высокий уровень профессионального мастерства педагогического коллектива МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино, оригинальность работы с детьми разных возрастных групп, отсутствие формального подхода со стороны руководства и воспитателей детского сада. Все это позволило педагогам МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино овладеть организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребёнка с акцентом на гендерную идентичность. Результатом данной работы явилось достижение высоких результатов в деле воспитания дошкольников: на всех проведенных занятиях воспитанники были активны, показали высокий уровень знаний о принадлежности к тому или иному полу, семейно-ролевых отношениях и т.д.
Отдел образования администрации Сковородинского района выражает благодарность руководителю Н.В. Сараевой и педагогическому коллективу МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино за организацию и проведение открытых просмотров занятий.
|