Заседание районного методического совета по дошкольному воспитанию по теме «Проектно-исследовательский метод как условие успешного освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты естественного детского поведения. Всякий ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет познать его. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Для успешного усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Однако, обычная взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных и творческих способностей детей, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или иначе говоря, их интеграция.
Использование проектно-исследовательского метода в работе с дошкольниками способствует развитию и поддержанию их познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи при максимальном соблюдении принципа интеграции.
В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
В целях ознакомления педагогов ДОУ района с данным методом 28.11.2014 на базе отдела образования состоялось заседание районного методического совета по дошкольному воспитанию на тему «Проектно-исследовательский метод как условие успешного освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
В ходе заседания был рассмотрен опыт двух дошкольных образовательных учреждений района по использования данного метода в воспитательно-образовательном процессе.
Заведующим МБДОУ д/с № 10 г. Сковородино Т.Г. Шепяковой был представлен доклад о теоретических основах проектной деятельности, об истории формирования и сущности метода проектов. Т.Г. Шепякова привела классификацию проектов, используемых в ДОУ.
В целях практического ознакомления педагогов с процессом внедрения и использования проектно-исследовательского метода воспитателем МБДОУ д/с № 11 п.г.т. Ерофей Павлович С.А. Лачиновой представлена информация о деятельности педагогического коллектива МБДОУ д/с № 11 п.г.т. Ерофей Павлович в данном направлении. Всем присутствующим был предоставлен демонстрационный материал: папки-раскладки, методические копилки, конспекты проектов. С.А. Лачинова озвучила основные проблемы внедрения метода проектов: низкая заинтересованность педагогов ДОУ, недостаточная грамотность и мотивация родителей, недостаточная оснащенность предметно-пространственной развивающей среды. С целью преодоления обозначенных проблем педагогическим коллективом проведен ряд МО, педагогических советов, а также анкетирование родителей.
По итогам заседания было принято решение об активизации деятельности ДОУ в части:
- использования комплексных, парциальных программ, инновационных технологий;
- вовлечения семей в воспитательно-образовательный процесс;
- совершенствования методического руководства введения проектной деятельности в ДОУ путем ознакомления педагогов со структурой проекта, его этапами; изучения литературы, передового педагогического опыта; анкетирования педагогов; определения алгоритмов проектирования педагогической деятельности.
|